Шрифт
А
А
А
Интервал
ААА
ААА
ААА

Какова материально-техническая база оснащенности образовательного процесса для студентов с инвалидностью в образовательной организации высшего образования?

Развитие информационно-технологической базы вуза предусматривает использование различных материально-технических средств для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ:

  • Для слабослышащих обучающихся средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции является использование сурдотехнических средств. Технологии беспроводной передачи звука (FM- системы) являются эффективным средством для улучшения разборчивости речи в процессе обучения.
  • В учебных аудиториях, где планируется обучение студентов с нарушением слуха, предусматривается наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приема- передачи учебной информации.
  • Для обучающихся с нарушениями зрения предусматривается применение технических средств усиления остаточного зрения и преобразования визуальной информации в аудио и тактильные сигналы.
  • Для слабовидящих обучающихся в учебных аудиториях вуза предусматривается возможность просмотра удаленных объектов на доске или экране при помощи видеоувеличителей.
  • Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусматривается использование компьютерной техники со специальным программным обеспечением, альтернативных средств ввода информации и других технических средств приема-передачи информации в доступных формах для такой категории обучающихся.

Примерный перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ:
a) для обучающихся с нарушениями зрения:

  • персональный компьютер с большим монитором (19 – 24 дюйма);
  • дисплей с использованием системы Брайля (рельефно-точечный шрифт) 40- или 80-знаковый;
  • принтер с использованием системы Брайля;
  • компьютерная программа экранного доступа с синтезом речи JAWS;  компьютерная программа экранного увеличения MAGic
  • редактор текста (программа перевода обычного шрифта в брайлевский и обратно);
  • компьютерная программа синтеза речи TTS (text-to-speech);
  • универсальное цифровое устройство для чтения;
  • стационарный электронный увеличитель для удаленного просмотра;
  • документ-камера с компьютером для зрительного увеличения мелких предметов и текста;
  • портативная электронная лупа.

Рекомендуемый комплект оснащения стационарного рабочего места для незрячего или слабовидящего пользователя: персональный компьютер с большим монитором, программой экранного доступа, программой экранного увеличения и дисплеем, использующим систему Брайля.
Рекомендуемый комплект оснащения мобильного рабочего места для незрячего или слабовидящего пользователя: ноутбук (нетбук) с программой экранного доступа, программой экранного увеличения и портативным дисплеем, использующим систему Брайля.
b) для обучающихся с нарушением слуха:

  • мобильный радиокласс на основе FM-системы;
  • беспроводная звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования на основе FM-системы;
  • видеотехника.

Рекомендуемый комплект оснащения учебной аудитории для обучающихся с нарушением слуха: радиокласс, аудиотехника (акустический усилитель и колонки), видеотехника (мультимедийный проектор, интерактивная доска и пр.).
c) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  • специальная клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой;
  • специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода или сенсорная клавиатура;
  • виртуальная экранная клавиатура;
  • головная или ножная компьютерная мышь;
  • выносные компьютерные кнопки;
  • компьютерный джойстик или роллер.

Рекомендуемые комплекты оснащения стационарного рабочего места для пользователя с нарушениями опорно-двигательного аппарата: 1) персональный компьютер, оснащенный выносными компьютерными кнопками и специальной клавиатурой; 2) персональный компьютер, оснащенный ножной или головной мышью и виртуальной экранной клавиатурой; 3) персональный компьютер, оснащенный компьютерным джойстиком или роллером и специальной клавиатурой.

Автор ответа: Лаптева Надежда Витальевна, ведущий специалист отдела ресурсного обеспечения, кандидатом психологических наук, доцент