Шрифт
А
А
А
Интервал
ААА
ААА
ААА

В чем специфика ресурсов и механизмов социальной адаптации студентов с ОВЗ к условиям обучения в вузе?

Социально-психологическое сопровождение — это и социальная и психологическая работа, проводимая Службой вуза, направленная на активизацию личностных и социальных ресурсов, развитие адаптационного потенциала личности студентов на протяжении всего обучения. Адаптационный потенциал личности значительно влияет на процесс социально-психологической адаптации студентов к учебной деятельности. Поскольку ресурсы социальной адаптации студентов с ОВЗ к условиям обучения в вузе ограниченны, то многие ситуации учебной деятельности становятся неразрешимыми для студентов в силу истощенности их личностных ресурсов и адаптационных возможностей.
Обучение на первых курсах во многом меняет привычные стереотипы поведения студентов, у них вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, складывается студенческий коллектив. Недостижение этих целей приводит к дезадаптации и стрессам. Основной целью социально- психологического сопровождения студентов с ОВЗ является активизация основных компонентов адаптационного потенциала личности: нервно-психической устойчивости, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценки личности, которая является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущения социальной поддержки, обусловливающей чувство собственной значимости для окружающих; конфликтоустойчивости личности, т. е. всех свойств и качеств личности, обусловливающих структуру, динамические свойства адаптационного ответа на возникшее рассогласование в системе личность-среда, преобразование адаптационных навыков и расширение адаптивности.

Решение задач психологической адаптации студентов с ОВЗ обеспечивается совокупностью групп методов:

  1. методы самопознания, самоорганизации и самопомощи;
  2. методы саморегуляции психоэмоционального состояния, поведения и общения;
  3. методы групповой социально-психологической терапии;
  4. методы психологического просвещения профессорско-преподавательского, административного состава вуза, обслуживающего персонала.

Комплекс указанных методов психологической адаптации обеспечивает возможности личностного развития и укрепления ресурсности студента с инвалидностью.

Автор ответа: Ершова Нина Николаевна, ведущий специалист отдела трудоустройства и постдипломного сопровождения РУМЦ, кандидатом психологических наук, доцент